РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ


РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ

РОД ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ, ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и познавательной направленности на объект или субъект, или сам акт художественного высказывания: слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения. Традиционно выделяются три Р. л., каждый из которых соответствует определённые функции слова (репрезентативной, эмотивной, коммуникативной) и разрабатывает ее эстетическую специфику:
1) эпос, охватывающий бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность);
2) лирика, запечатлевающая внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий (экспрессивность);
3) драма, фиксирующая речевые акты в их эмоционально-волевой устремленности и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности, т. е. в их двойственной экспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом Р. л. слияние черт лирики и эпоса. Категория Р. л. связана с принципиальным для всей эстетики разграничением изобразительных, выразительных и сценических (изобразительно-выразительных) искусств, а также с общими гносеологическими категориями субъекта и объекта (и их взаимодействия), что делает ее центральной в типологии и систематике литературных фено́менов и исходной для их более конкретной классификации по видам (см. Вид литературный) и жанрам. Предпосылка родового деления литературы — полиморфизм слова как художественного средства, приближающегося по диапазону своих пластических, экспрессивных и динамических возможностей к краскам, звукам и жестам; различия между Р. л. характеризуются их избирательной способностью к синтезу с другими искусствами: лирики с музыкой (пение), драмы с пантомимой (театр), эпоса с живописью и графикой (иллюстрации в книге). Аналогию троякого родового членения литературы подчас находят в лингво-психологических категориях лица и времени: лирика — «я» и «настоящее», драма — «ты» и «будущее», эпос — «он» и «прошлое».

Исторически Р. л. вычленяются из синкретического хорового обрядового действа по мере распада духовной общности первобытного коллектива: из него выделяется индивидуум, который в эпосе созерцает народную жизнь, в лирике отдается внутренним переживаниям, в драме вступает в конфликт с надличностным долженствованием — судьбой и ведет на равных диалог с представителем всеобщности — хором (такова последовательность возникновения Р. л. в «образцовой» древнегреческой литературе). Дальнейшая эволюция Р. л. осуществляется в смене сопутствующих жанров (так, эпос движется от эпопеи, идиллии, басни к роману, повести, рассказу), в преимущественных связях с теми или иными направлениями (напр., классицизм принижает значение лирики, которая восстанавливается в правах романтизмом), во взаимопроникновении исконных родовых свойств (появляется лиро-эпическая поэма, лирическая и эпическая драма; актуальным становится различение эпоса и эпического, лирики и лирического, драмы и драматического как родовых форм и родов содержания, которые освобождаются от однозначной взаимозависимости и вступают в разнообразные сочетания между собой). Роман, свободно вбирающий в повествовательную структуру диалог, авторскую медитацию, несобственно-прямую речь и сказ (две новые речевые формы, по-иному связывающие субъекта с объектом высказывания, чем традиционная Р. л.), — пример современного художественно-родового синтеза на эпической основе, так же, как кино- и телесценарий — на драматической основе; поэтому их и выделяют иногда в особые Р. л. После долгого периода размежевания и обособленности, последовавшего за первоначальным синкретизмом, Р. л. в литературе XX в. тяготеют к интеграции: эпическая дистанция, лирическая изоляция, драматическая коллизия, воплощавшие эстетический комплекс разобщенности и противостояния человека и мира, уступают место поискам новых словесных структур, преломляющих более подвижные и относительные границы между субъектом и объектом художественного высказывания (это выражается в повышенном интересе к внутреннему монологу и сказу, в использовании традиций фольклорного синкретизма, в стирании граней между сознанием и реальностью в литературе «потока сознания» и в мифотворчестве).

Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем («Об искусстве поэзии») и продолжена французским классицизмом, канонизировавшим различия Р. л. в духе нормативной поэтики (франц. «genre» — источник русских терминов «род», «вид», «жанр»), а также немецкой классической эстетикой (от И. В. Гёте до Г. Гегеля), давшей им содержательную — философско-логическую и гносеологическую — интерпретацию, развитую в России В. Г. Белинским. В XX в. наряду с экзистенциально-психологическими и формально-структурными толкованиями Р. л. (Э. Штайгер — Швейцария, К. Бёрк — США и др.) в западной критике распространено негативное отношение к этой категории (Б. Кроче), будто бы навязанной эстетике догматическим рационализмом и непригодной для постижения единичных, неповторимых художественных феноменов; в других направлениях, например у «неоаристотелианцев» (чикагская школа «новой критики»), категория Р. л. широко используется как обобщающий критерий эстетического суждения, позволяющий соотнести данное единичное произведение с общими законами рода и жанра (без чего невозможна никакая критическая оценка). В советской эстетике разрабатываются проблемы содержательности и исторической изменчивости Р. л., их места в системе искусств (см., напр., Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, кн. 2, М., 1964).

Литература:
Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954;
Веселовский А. Н., Историч. поэтика, Л., 1940;
Верли М., Общее литературоведение, пер. с нем., М., 1957;
Гачев Г. Д., Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр, М., 1968;
Каган М. С., Морфология искусства, Л., 1972;
Бахтин М. М., Эпос и роман, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, М., 1975;
Введение в литературоведение, под редакцией Г. Н. Поспелова, М., 1976, гл. 8—12;
Маркевич Г., Основные проблемы науки о литературе, пер. с польск., М., 1980, гл. 6.

М. Н. Эпштейн.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ" в других словарях:

  • род литературный — эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологий (объективное  субъективное у Г. В. Ф. Гегеля), формальных… …   Энциклопедический словарь

  • РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ — РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, одна из трех групп произведений художественной литературы эпос, лирика, драма. Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем. Несмотря на зыбкость границ между родами и обилие промежуточных форм (лироэпическая… …   Современная энциклопедия

  • РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ — эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологии (объективное субъективное у Г. Гегеля), формальных признаков… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Род литературный — РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, одна из трех групп произведений художественной литературы эпос, лирика, драма. Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем. Несмотря на зыбкость границ между родами и обилие промежуточных форм (лироэпическая… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • род литературный — см. литературный род …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Род литературный —         группа литературных произведений, сходных по способу отображения действительности, при котором за исходную модель берётся объект или субъект, или сам акт художественного высказывания; слово либо изображает предметный мир, либо выражает… …   Большая советская энциклопедия

  • род литературный — исторически сложившийся способ воспроизведения действительности в художественном произведении, которое может либо более или менее объективно отображать окружающий мир, либо выражать состояние говорящего, либо воспроизводить сам процесс общения.… …   Словарь литературоведческих терминов

  • ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД — ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД, см. Род литературный …   Литературный энциклопедический словарь

  • Литературный сценарий — (ист. и спец. применяется в кинематографе)  законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы… …   Википедия

  • Род — Эдуард (edouard Rod, 1857 1910) швейцарский романист, писавший на франц. яз. Учился в Берне, затем в Берлине. С 1887 по 1893 был профессором всеобщей литературы в Женеве, затем переселился в Париж. Первые его романы написаны в духе натурализма… …   Литературная энциклопедия

Книги

  • Собрание сочинений в 4-х томах, Железников Владимир Карпович. Владимир Карпович Железников (род. в 1925 г.) - известный детский писатель, в своих произведениях мастерски и проникновенно раскрывает особенности духовно-нравственного становления личности… Подробнее  Купить за 2029 руб
  • Заводной апельсин, Берджесс Энтони. "Заводной апельсин"-литературный парадокс ХХ столетия. Умный, жестокий, харизматичный антигерой Алекс, лидер уличной банды, проповедуя насилие как высокое искусство жизни, как род… Подробнее  Купить за 279 руб
  • Заводной апельсин, Бёрджесс Энтони. "Заводной апельсин"-литературный парадокс XX столетия. Умный, жестокий, харизматичный антигерой Алекс, лидер уличной банды, проповедуя насилие как высокое искусство жизни, как род… Подробнее  Купить за 188 руб
Другие книги по запросу «РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ» >>